Что значит доступная среда

Доступная ( или безбарьерная) среда - это среда, которая создает легкие и безопасные условия для людей.

Доступная среда для инвалидов - это расположение объектов окружающего пространства таким образом, чтобы люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными отклонениями пользовались этим пространством с минимальной помощью посторонних.

Указ Президента РФ от 2 октября 1992 г.№ 1156 " О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности".

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ " О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" ( с изменениями и дополнениями).

Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 г. № 1297 ( ред.от 09.11.2017) " Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда

Методические рекомендации по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

 

 

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА


В современном образовании поставлена цель -обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.

Значения условных обозначений категорий инвалидов:

Инвалиды с нарушением слуха

Инвалиды с нарушением зрения

Инвалиды с нарушением интеллекта

Инвалиды на кресле-коляске
Инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата


 

Предметно-развивающая среда- это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:

·закономерности психического развития,

·показатели здоровья дошкольников,

·психолого-физиологические особенности,

·уровень общего развития,

·коммуникативные особенности и речевое развитие,

·эмоциональное благополучие.


В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.


При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:

1.Принцип развития- Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.

2.Принцип природособразности воспитания- Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.

3.Принцип психологической комфортности- Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного "эмоционального самочувствия".

4.Принцип взаимодействия- Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.

5.Принцип доверительного сотрудничества- Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.

6.Принцип обучения деятельности- Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.

7.Принцип здоровьесберегающий- Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.


На объекте «Детский сад №30» г.о. Нальчик проводятся работы по созданию условий для организации доступной среды.

РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!


Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):

·дошкольное воспитание;

·внешкольное воспитание и образование;

·среднее общее образование;

·среднее профессиональное образование;

·высшее профессиональное образование.


Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.

Если ребенок-инвалид не может посещать специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является заключение лечебно-профилактического учреждения.

Обучением ребенка на дому занимается ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое бесплатно предоставляет учебники, учебную, справочную и другую литературу, обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.

Родители (законные представители) могут при домашнем обучении дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений.




Специально оборудованные учебные кабинеты

Групповые ячейки оборудованы в соответствии с требованиями СанПиН и оснащены материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья. Оборудование групповых помещений позволяет организовать общение и совместную деятельность детей и взрослых.

 

Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам. При организации образовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки. Детский сад укомплектован опытными педагогическими работниками (воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель), которые могут оказывать квалифицированную коррекционную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья.

Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В МКДОУ «Детский сад №30» разработана адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ в соответствии с примерной общеобразовательной программой '’От рождения до школы” под редакцией Н.Е.Веракса., Т.С. Комарова., Э.М.Дорофеева

 

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В МКДОУ спорт в жизни детей с ОВЗ очень важен. В ДОУ имеется и оборудован всем необходимым спортивный зал; участки для прогулок оснащены функциональным и спортивным оборудованием, в том числе с детьми инвалидами и воспитанниками с ОВЗ.

Для развития физических качеств и двигательных умений дошкольников в ДОУ оборудован спортивный зал, спортивная площадка, физкультурные уголки в группах, спортивное оборудование на прогулочных участках, в том числе для детей -инвалидов и лиц с ОВЗ.

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам. При организации образовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки. Детский сад укомплектован опытными педагогическими работниками (воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель), которые могут оказывать квалифицированную коррекционную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья.

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

Согласно требованиям предусмотренных в пунктах5.1.125.1.14,6.2.11СП 59.13330.2

Чтобы избежать травм в зоне входа:

· Контролируется освещение;

· Контроль территории учреждения и прогулочных участков осуществляется с помощью видеонаблюдения.

· Ведется работа по созданию условий для инвалидов и лиц с ОВЗ.

· Доступ в здание образовательной организации инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья обеспечен.

· При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ для обеспечения доступа в здание образовательной организации будет предоставлено сопровождающее лицо.

· Наличие выделенных стоянок для автотранспортных средств инвалидов обеспеченно.

 

Специальные условия питания

Питание в МКДОУ «Детский сад №30» организовано сбалансированное питание в соответствии с примерным 10-дневным меню. Питание детей осуществляется в соответствии с действующими СанПиН 2.3/2.4.3590-20. Данные условия приемлемы для детей- инвалидов и детей с ОВЗ.

Специальные условия охраны здоровья

На базе муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 30» созданы благоприятные условия для получения дошкольного образования детьми дошкольного возраста, детьми инвалидами, а также детьми с ограниченными возможностями здоровья, а именно для детей с общим недоразвитием речи. Обогащается развивающая предметно-пространственная среда детского сада, способствующая развитию речи дошкольников, повышается профессиональный уровень педагогов в работе с детьми за счѐт использования в образовательном процессе новых технологий и инноваций.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В дошкольной организации существует локальная сеть, подключение к сети Интернет. В целях обеспечения доступности к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, на сайте ДОУ создана альтернативная версия сайта для инвалидов по зрению. Воспитанники МКДОУ «Детский сад №30», в том числе дети-инвалиды и дети с ОВЗ, не имеют самостоятельного доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям.

-В случае невозможности (отсутствия времени) посетить детский сад можно получить услуги в дистанционном формате на сайте ДОУ: 
https://sadik30.my1.ru/

- Консультирование в дистанционном формате по всем интересующим вопросам через форму обратной связи или при возможности (желании) предоставить свой электронный адрес, а также через электронную почту детского сада

 

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом детского сада. Сайт образовательной организации адаптирован для слабовидящей аудитории.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования:

üтелевизоры

üмультимедийный проектор

üмузыкальный центр, аудиосистемы для флешносителя

üкомпьютер1шт.

üмагнитные доски и фланелеграфы

üнаборы дидактических игр, раздаточный материал, картинки для фронтальной, индивидуальной работы

üнаборы для развития ориентировки в пространства

üмассажные дорожки здоровья

üмячи разных размеров

üспортивные уголки

Материальная база периодически преобразуется, трансформируется, обновляется для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности всех детей.

Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

В ДОУ общежитие, интернат отсутствуют.

Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В ДОУ общежитие, интернат отсутствуют.

На данный момент в МКДОУ "Детский сад № 30" - детей с ОВЗ нет

 

 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?